Собор Святого Креста и Святой Евлалии

Если вы спросите, какая достопримечательность в Барселоне является наиболее посещаемой не только туристами, но и местными жителями, то вам ответят: Собор Святого Креста и Святой Евлалии. Архитектура здания восхищает и завораживает любого, кто пришел сюда, чтобы посмотреть шедевр средневековья. Искусное сочетание готического стиля и каталонского колорита не может не привлечь внимание даже самого придирчивого ценителя старины.

Монументальность Собора может удивлять, поражать, даже вызывать впечатления чего-то давящего, и в то же время воздушность отдельных небольших элементов создает эффект легкости и спокойствия. Он расположен в готическом квартале, в самом центре, ему отводится первостепенная роль в религиозной жизни города. Величественному готическому храму, наполненному важными реликвиями, представляющие как религиозную, так и историческую ценность.

Проникнув внутрь сооружения, вы сможете поближе познакомиться со скульптурой Христа с одного из кораблей флота Каталонии. Это главная достопримечательность собора наряду с тринадцатью белоснежными гусями, которые спасли Святую Евлалию. И еще много чего удивительного и интересного. Здесь же, если подняться на купольную высоту, откроется поразительная панорама Барселоны.

Значимый храм

Собор Святого Креста и Святой ЕвлалииСобор считается главным и самым почитаемым в Барселоне. Готическое сооружение можно увидеть, если пройти в центр Готического квартала. Главный неф, высота которого двадцать пять метров, сооружен с элементами каталонского стиля. Значительная часть нефа отведена под площадку, которая имеет великолепное ограждение, на ней выступает хор. Стоит обратить внимание на сиденья, предназначенные хору, а также – на верхний ярус. Он очень мастерски украшен – здесь можно увидеть гербы, принадлежащие двенадцати рыцарям.

Собор издавна почитаем у верующих каталонцев, даже более значим, чем Саграда Фамилия, освещение которой прошло лишь в 2010 году. Строительство Кафедрального собора, так его еще называют, велось честь Евлалии. Эта святая великомученица была покровительницей города. Из жизни она ушла рано не по своей воле, тринадцатилетняя Евлалия не могла пойти на предательство и выбрала смерть. Церковный крипт хранит останки великомученицы.

В кафедральном соборе можно увидеть еще одну реликвию – скульптуру Христа, которую перенесли в здание с корабля, принимавшего участие в грозной баталии при Лепанто. Внутренняя красота Собора не может не поражать – здесь еще есть двадцать пять не менее красивых молелен. Витражи храма создают уют и светлость в этом чудесном здании.

Чтобы покинуть храм, для этого пользуются некоторыми порталами Святых:

  • Иу – выход направлен на улицу Комтес;
  • Евлалии;
  • Люсии;
  • Пьетат.

Имеется при храме внутренний двор, к нему подходит часовня Святой Люсии, возведенная намного раньше, чем сам собор.

Из летописи

История храма имеет богатое прошлое. В четвертом веке, а именно отсюда нужно берет начало исчисление, здесь, на территории Собора стояла небольшая церковь. В то время она представляла для горожан большое значение, именно в ней состоялся в середине шестого века Церковный Собор. Время сыграло свою роль. Его разрушали мавры. Рамон Беренгер I начал строительство собора, используя элементы романского стиля. Возводился главный массив Catedral de Barcelona в самом конце одиннадцатого века уже там, где находилась прежняя базилика. А затем, когда на трон взошел Яков второй Авегундский, он в ходе многочисленных реконструкций начал принимать тот облик, что мы может наблюдать сегодня. Со временем были достроены центральный фасад храма и шпиль, который проектировал популярный в то время Шарль Гольтер, французский архитектор.

Начатое века назад строительство Собора, завершилось в середине пятнадцатого века. В нем можно увидеть элементы каталонской готики. Он неоднократно подвергался перестройке, до настоящего времени имеются определенные замечания о его внутреннем и внешнем оформлении. Точка в строительстве была поставлена уже в двадцатом веке, вернее в 1913 году собор стал иметь некую завершенность – на него водрузили главный восьмидесятиметровый шпиль. Тем не менее, здание не потеряло величественности Средневековья, благодаря, сохранившимся в интерьере витражам, построенным еще в пятнадцатом веке. Они служат отличным освещением храма.

Грандиозность с запечатленной суровостью времен Средневековья – такое впечатление вызывает собор. За всем этим таятся имеющиеся в нем сокровища. Заслуживают внимания крипта, где находится саркофаг великомученицы, двадцать шесть капелл, поразительный клуатр, и сакристия – все это непременно стоит внимательно осмотреть.

Что посмотреть

Здесь находится очень много чего интересного, ведь храм строился несколько веков. Окунуться в прошлое, посмотреть святыни храма – именно такими мотивами руководствуются многие посетители собора. Войдя в помещение, вам уже не надо будет задаваться вопросами, что посмотреть и откуда начать осмотр – здесь всю буквально приковывает ваше внимание. Не являются исключением капеллы храма. Стоит обратить свое внимание на кованую решетку из железа Капеллы св. Олигария. Эта уникальная вещь нашла свое место в соборе семь веков назад, находится с 1405 года.

Не оставит равнодушным и распятие Христа, которое разместилось в верхней части алтаря. Оно было изготовлено в шестнадцатом веке. Деревянную статуэтку доставили в собор с легендарного судна Хуана Австрийского. Тогда состоялось крупнейший морской бой за всю историю шестнадцатого столетия. Это произошло в шестидесяти километрах от Лепанто. Противоборствующими сторонами во время баталии являлись Священная лига, имевшая в своих объединенных силах несколько испанских кораблей и турецкая флотилия. Явного перевеса в силе ни у одной противоборствующих сторон не было, однако Лига смогла победить турецкое могущество. Как принято считать, именно этот бой показал победу христианского учения над исламским. Изображение Христа Лепантского было сделан из дерева, помещено в Капитулярный Зал собора.

Если пройти за Капеллу Св.Олигария то можно увидеть Капелла Св.Климента саркофаг Доньи Сансы, а также алтарь, который находится здесь с пятнадцатого века. Вряд ли удастся пройти мимо Главной Капеллы (Мажоре) собора. Здесь находится очень интересно и торжественно. В капеллах, которые опоясывают хоры галерей, посетители смогут восхититься великолепием алтаре, работ четырнадцатого-пятнадцатого веков. Они и по сей день, признаны классическими образцами искусства Каталонии, непревзойденные в своем изяществе и в тоже время торжественности. Любая из капелл – это уникальные и мастерские творения умельцев Каталонии.

В правой стороне от Главной Капеллы, располагается Сакристия, в которой столетиями хранятся ценности храма, среди них реликварий пятнадцатого века, который изящно украшает цепь ордена Золотого Руна – всем этим владел Карл Пятый. Нельзя пройти мимо золоченого кресла, которое принадлежало королю Арагоны Мартину Первому. Очень интересен вид ковчега, в котором держали серебряные и золотые дары.

Если пройти немного вправо от того места, где расположен Центральный алтарь, то можно посмотреть надгробные памятники в честь Р. Беренгера Первого, графа, и его жены Альмодис. Это основатели собора. А вот, если пойдете влево от трансепта через Иу, это древнейшая часть храма с романскими элементами, перед вами откроется выход улицу Компес.

Склеп Святой Евлалии

Основная святыня храма — останки Святой Евлалии. В крипте с алебастровым саркофагом, который выполнен одним из последователей Николы Пизано, хранятся мощи барселонской, которая находится под центральным алтарем кафедрального собора. Нужно сказать, что часть храма, а также в капеллах нашли свой последний приют большое число настоятелей собора и представителей демократии Каталонии.

Большой замок свода крипты имеет изображение Коронации Св. Евлалии. Эта чудесная работа принадлежит кисти немецкого живописца Мюллера. Привлекает внимание вид главного нефа, украшенного оградой, за которой находится большой Хор. Идея украсить ограду подобным образом принадлежит епископу Рамону-де Эскалесу. Ограда имеет мраморные барельефы, что, несомненно, является одним из достоинств этой части собора. За ограждением можно увидеть легендарные кресла из дерева, которые украшают гербы Ордена Золотого Руна, окрашенные в разные цвета с позолотой. В этом месте невольно всплывают в воображении честь рыцаря и его отвага. Строительством кресел и кафедрой занимался мастер Са-Англада, а венчающими их пинаклями — немец Лохнер, который спроектировал их в пятнадцатом веке.

О внутреннем дворе

При храме имеется довольно необычный, красивого вида внутренний двор. Чтобы оказаться в нем, нужно пройти в южные ворота портала Святой Евлалии, и через Порта-де ла Пьетат, над ней есть люнет с деревянным изображением Пьеты. Оно сделано в шестнадцатом веке с использованием элементов североевропейского стиля.

Когда, наконец, вы шагнете в этот прекрасный небольшой двор собора, то перед вами откроется удивительная крытая галерея и великолепный сад, в котором экзотические растения и пальмовые деревья заворожат ваше внимание. Вдоль трех стен – украшение старинными капеллами, которые отделяют от галереи только кованые решетки. Самое древнее крыло, оно примыкает к храму, построено в четырнадцатом веке, остальные, согласно дошедшим источником, примерно, строились в начале середины пятнадцатого века.

Здесь настолько восхитительно, что, оказавшись в этом дворике, невольно приходится забыть о грандиозности величественности самого Кафедрального собора в Барселоне. Помимо всего этого, место просто кладезь исторических элементов, которые составляют общее убранство двора. Весьма впечатляет Клуатр Святой Евлалии. В этом месте располагается фонтан. Нужно обязательно присмотреться к нему, его украшает статуя Святого Георгия. Здесь также находится маленький музей, в котором содержатся купель, а также можно увидеть разные гобелены и церковную утварь.

Если пройти к главному входу в храм, то справа от нее можно будет полюбоваться часовней Святой Люсии, которую построили в середине тринадцатого века, это на три десятка лет ранее, чем был построен сам собор. Архитекторы стремились возвести ее в романском стиле, что, в общем-то, представляется довольно редким в самом Готическом районе, но также не типичным и для Барселоны.

Что символизируют гуси

Привлечет внимание посетителей и наличие здесь тринадцати гусей с белоснежным оперением. Надо сказать, это впечатляющее зрелище. Свежесть и белизна перьев птиц служит своего рода символом чистых и непорочных помыслов Святой Евлалии. Гуси долгое время, можно сказать издревле, обитают в маленьком пруде, как бы являясь отражением лет жизни юной девы Евлалии. Согласно дошедшей до наших дней легенде, она пошла на ужасную смерть, которую ей уготовили злые язычники. Они заставляли Евлалию предать свою веру, но она не согласилась и приняла смерть. Нужно добавить, что количество гусей здесь не просто так, не случайно – ведь юной христианке было всего тринадцать лет.

Еще нужно сказать несколько слов об органе кафедрального собора. Его можно увидеть, если зайти в главный вход. Он расположен слева от него в самой глубине помещения. Строительство его было завершено в конце тридцатых годов середины шестнадцатого века в одном из самых древних порталов храма Сан Иво. С того времени подвергался переделкам, усовершенствованию. А последний раз его ремонтировали в конце девяностых прошлого века. Практически с того времени орган храма нередко применяют в больших концертах, их организуют ежемесячно. Точно узнать время таких концертов можно, зайдя на страничку: catedralbcn.org.

Как добраться

Можно попасть в храм, если сесть на станции метро Jaume I и, выбрав L4, добраться до места на транспорте метрополитена; Есть и другой вариант: можно воспользоваться маршрутами 17, 45 обычного автобуса, а также туристическим автобусом, выходить нужно будет на остановке Barri Gotic.

Вход

В будничные дни, а также субботний день:

  • с 8 утра до 12 часов 45 минут дня (Кулоар: с 8.30 утра до 12 часов 30 минут дня) — вход бесплатный;
  • с 1 дня до 5 вечера – стоимость билета шесть евро;
  • с 5.15 вечера до 7.30 вечера (Кулоар: с 5. 15 вечера до 7 вечера) – вход бесплатный.

В праздники и воскресный день:

  • с 8 утра до 1 часу 45 минут дня (Claustro: с 8 часов 30 минут утра до 1 часу дня) — вход бесплатный;
  • с 2 дня до 5 часов вечера – стоимость входа составляет шесть евро;
  • с 5 часов 15 минут вечера до 7 часов 30 минут вечера (Claustro: с 5 часов 15 минут вечера до 7 часов вечера) – вход бесплатный.

В заключение

В этом сакральном месте, которым является Кафедральный храм непременно надо побывать. Он заворожит вас не только своим великолепным фасадом, но и наполнит ощущением причастности к чему-то величественному, и невероятным внутренним спокойствием и верой. Здесь впечатляют и притягивают взор огромные витражи, которые создают в храме отличное естественное освещение. Нельзя пройти мимо хоров, имеющих скульптурные украшения с позолотой на гербах, на которых отображены вехи из короткой жизни святой девы. Хотя при строительстве в нем применялись элементы, законам которых подчиняется готический стиль, его все-таки нельзя ни считать каталонским, он весь напитан атмосферой историей своего государства. Этот стиль присутствует всюду.

Ходя по территории собора и внутри его вы можете увидеть его формы в великолепном алтаре четырнадцатого века, многочисленных капеллах, арках. Когда вы станете делать первые шаги его ступенькам, которые ведут наверх, где расположен вход в собор, не спешите, почувствуйте то блаженство, которое охватывает каждого, кто приходит к этому грандиозному памятному сооружению. Всем желающим предоставляется возможность посмотреть на основные святыни храма и музей, которые находятся внутри.

Барселонский Собор – не только место, где каждый приезжающий сюда, может полюбоваться его достопримечательностями, но он еще служит резиденцией, где архиепископ выполняет свои обязанности. Храм представляет собою огромную историческую ценность, является национальным достоянием и гордостью не только жителей Барселоны, но и всей страны.

Понравилась статья? Поблагодарите автора - поделитесь в соцсетях!


Не пропустите самое интересное:


Оставить комментарий